Швейцарские следователи завершили уголовное дело о мошенничестве с кредитами, обвиняемыми по которому проходят предприниматели из РФ. По версии следствия, россиянин Петр Теребов, владелец торгующей металлом швейцарской компании Nori SA, взял в местных банках кредиты на 25 млн долларов безо всякого обеспечения, используя фальшивые документы.
Как пишет «КоммерсантЪ», деньги брались Теребовым в том числе под поставки товаров от Ростовского электрометаллургического завода, которым руководил бывший депутат Госдумы Вадим Варшавский. Экс-парламентарий в свою очередь пояснил СМИ, что обвиняемые использовали поддельные договоры с заводом. Впрочем, приговор вынесут быстро — предприниматели признали свою вину.
Как сообщили «Ъ» в Министерстве юстиции Швейцарии, расследование в отношении обвиняемых уже завершено и вскоре дело передадут в суд. При этом пресс-секретарь министерства Анри Делла Каса имена фигурантов называть отказался. По некоторым данным, подсудимые полностью признали свою вину, поэтому их дело будет рассмотрено по упрощенной процедуре (аналог российского особого порядка). Под стражу их не брали, и все время, пока шло следствие, обвиняемые «были свободны в своих передвижениях». Согласно местному законодательству, россиянам грозит до пяти лет тюрьмы. Тем временем по требованию кредиторов была выставлена на торги вилла в пригороде Женевы, принадлежащая одному из обвиняемых. За нее планируется выручить от 2 млн до 3 млн швейцарских франков.
Расследование в отношении швейцарской компании Nori SA, хозяином которой является Петр Теребов, местные правоохранительные органы начали осенью 2014 года. По некоторым данным, основанием для этого стало обращение в полицию Banque de Commerce et de Placements SA — фирма россиянина задолжала банку более $2,8 млн. После того как 27 августа 2015 года по решению швейцарского суда Nori SA была признана банкротом, количество потерпевших по делу стало стремительно увеличиваться. Сейчас, по данным швейцарских СМИ, в деле фигурируют восемь местных банков, которым Nori SA осталась должна почти $25 млн.
Как установили швейцарские правоохранители, фирма Nori SA была зарегистрирована в этой стране в 2010 году, а единственным управляющим с правом подписи был Петр Теребов. Компания специализировалась на торговле металлоломом, который поставлялся из Ростовской области, а затем перепродавался в другие страны. Деньги на покупку лома Nori SA брала в виде кредитов в швейцарских банках. Однако в 2014 году выплаты по займам сначала стали нерегулярными, а затем и совсем прекратились.
Как оказалось, кредиты швейцарские банки выдавали под гарантии поставок товара от Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ), возглавляемого экс-депутатом Госдумы РФ, бывшим владельцем группы компаний «Эстар» Вадимом Варшавским. В Женеве, по данным местных СМИ, «коррумпированный местный сотрудник швейцарской сертификационной компании выдавал отчеты, подтверждающие наличие в Ростове больших партий металлов».
Представитель Вадима Варшавского Андрей Жван заявил «Ъ», что о мошеннических действиях россиян в Швейцарии им стало известно от представителей Banque de Commerce et de Placements SA. При этом сначала банк подал иск к Nori SA в Арбитражный суд Ростовской области, соответчиком по которому был и РЭМЗ, но затем его отозвал, инициировав уголовное преследование должника в Швейцарии. В ходе общения между банком и представителями РЭМЗ, по словам господина Жвана, выяснилось, что для получения кредита представители компании Nori SA предъявляли в Banque de Commerce et de Placements SA копии документов о том, что завод якобы уже отгрузил стальную заготовку на хранение в ОАО «Ростовский порт». Вместе с этими документами, сообщил господин Жван, представлялся и фиктивный отчет проверяющих о нахождении продукции в порту. В базе данных arbitr.ru имеется упоминание о претензиях на территории России к Nori SA по аналогичным обстоятельствам еще и Economy Bank N.V., которому швейцарская компания задолжала около $2,8 млн.
Вадим Варшавский подтвердил «Ъ», что РЭМЗ ранее действительно вел дела с Nori SA и поставлял металлопродукцию этой компании. При этом бизнесмен заявил, что Петра Теребова не знает: «Он был одним из многих, кто покупал наш металл». Тем не менее швейцарская пресса, ссылаясь на местные правоохранительные органы, полагает, что Вадим Варшавский все же мог быть осведомлен об истории с кредитами. Отметим, что Петр Теребов на допросах говорить о своих взаимоотношениях с Вадимом Варшавским якобы отказался.
Остается добавить, что вместе с Теребовым перед судом предстанет и некий его деловой партнер. По данным собеседников «Ъ», не исключено, что речь может идти о давнем деловом партнере Петра Теребова Вячеславе Белобородове. Во всяком случае именно он вместе с Теребовым являлся поручителем по обязательствам компании Nori SA перед швейцарскими банками. Ранее Белобородов входил в топ-менеджмент группы компаний «Эстар» Вадима Варшавского (в частности, в 2008-2009 годах был гендиректором ООО «ТД «Эстар»»), а сейчас является депутатом законодательного собрания Ростовской области. Начальник управления по информационной политике заксобрания Геннадий Гордеев сообщил «Ъ», что Вячеслав Белобородов принимал участие в заседании регионального парламента 22 декабря 2016 года. По словам господина Гордеева, депутат входит в два комитета — по бюджету и экономической политике — и активно принимает участие в работе парламента. Однако первое в этом году заседание заксобрания намечено на февраль, поэтому фракции и комитеты работать еще не начинали. Коллеги Вячеслава Белобородова заявили «Ъ», что связи с ним у них нет, а о его возможных проблемах в Швейцарии им неизвестно.
В РФ Теребов и Белобородов владеют несколькими компаниями — ЗАО «Донэлектросталь», ООО «Донлом», АО «Миллеровский завод металлургического оборудования». Также им принадлежит ростовская фирма ООО «Кулибин Бренд», разрабатывавшее логотипы для Nori SA.
Между тем, сам Варшавский также проходит по уголовному делу, но уже в России. Его подозревают в участии в хищении 2,8 млрд рублей у банка «Петрокоммерц». Следствие полагает, что деньги, похищенные у банка, увели через кредит для Златоустовского металлургического завода, принадлежавшего тогда Варшавскому. Сам экс-парламентарий все претензии категорически отрицает.