Главное:
Главная / Общие новости / В мире / Супермаркет министра юстиции Павла Петренко
Супермаркет министра юстиции Павла Петренко

Супермаркет министра юстиции Павла Петренко

Схема министра позволяет лишить прав собственности любого гражданина или компании без их ведома под видом защиты от рейдерства. Право частной собственности в Украине перестало быть неприкосновенным. Министерство юстиции внедрило действенную технологию лишения всех жителей страны их законной собственности на основании закрытых решений внутренней комиссии ведомства. Приказом министра юстиции Павла Петренко без ведома владельцев отменяются или изменяются регистрационные записи, сделанные регистраторами или нотариусами. Обжаловать такие решения невозможно. Поэтому кто угодно может уже завтра проснуться без собственной квартиры или предприятия.

Схема с жалобами

«Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности является нерушимым», — сказано в ст. 41 Конституции Украины. Однако в Министерстве юстиции решили, что поскольку Украина де-факто давно уже не является правовым государством, конституционные нормы можно откровенно игнорировать, да еще и отчитываться об этом на всю страну. Схема приобрела такие масштабы, что на нее впору обратить внимание Национальному антикоррупционному бюро.

Недавно министр Павел Петренко заявил, что будет инициировать ужесточение наказания за рейдерство, в частности, исполнителей и организаторов рейдерских схем предлагается лишать имущество и сажать в тюрьмы. Кроме того, он также призвал предпринимателей обращаться в Минюст за защитой, чтобы ведомство «возвращало имущество законным владельцам». Странно, что министр юстиции не слышал о существовании судебной ветви власти. Либо же он просто уверен в ее беспомощности в вопросах рейдерства.

На самом деле, такие заявления можно считать ничем иным, как маркетинговым ходом для привлечения «клиентов» в «супермаркет услуг» Павла Петренко. Со своими скидками, акциями, индивидуальным подходом к клиентам. Ключевой услугой здесь является, как несложно догадаться, незаконная смена владельца имущества «под ключ».

Схема заключается в следующем. Как известно, всего полгода назад Минюст объявил едва ли не о революции в сфере госрегистрации: право регистрировать права собственности получили не только государственные регистраторы (подразделения Минюста в регионах), но и частные нотариусы, а также органы государственной власти. Подтверждением прав собственности является только электронная строчка в реестре, бумажную распечатку даже не заверяют, поскольку у нее есть уникальный код и его можно проверить через доступ к открытым данным реестра.

Поскольку был большой риск, что доступ к реестру получат различные мошенники, было решено создать механизм обжалования решений нотариусов – специальную комиссию. Ее возглавил заместитель министра Павел Мороз, а вошли в нее прочие чиновники из департамента госрегистрации, а также департаментов кадров и нотариата. Ни одного представителя общественности или из адвокатской среды в комиссию приглашено не было.

Этот орган получил практически неограниченные полномочия. После рассмотрения жалобы любого юридического или физического лица на якобы имевшее место правонарушение, она может рекомендовать министру отменить любое (!) решение о регистрации прав и вписать практически все, что угодно (!) в реестр вещных прав. Известны случаи, когда вопреки уже вступившему в силу решению суда, комиссия рекомендовала внести в реестр диаметрально противоположную информацию.

Выше суда

Приведем пример того, как работает комиссия-рейдер. Компания А и компания Б спорят о том, кому принадлежит завод Х, который ежемесячно приносит прибыль. Имея все законные основания, например, решение суда, компания А идет к нотариусу и регистрирует завод Х за собой. В это время компания Б жалуется в комиссию на неправомерные действия нотариуса и просит отменить регистрацию ТЦ за компанией, а зарегистрировать за компанией Б.

Таким образом, без решения суда, без регистрационного органа, приказом министра (которым вводятся в действие выводы комиссии) компания А лишается законной собственности. Формально расписание заседаний комиссии можно посмотреть на сайте Департамента регистрационной службы.

Однако ни реестра решений, ни реестра изданных на основании этих решений приказов министра об отмене или внесении изменений в регистрационные данные в открытом доступе нет. Получить их можно только по отдельному запросу. Точно так же нет процедуры ознакомления с решениями для пострадавшей от действий комиссии стороны. По сути, все сделано для скрытности операции, чтобы объект рейдерского захвата ничего не заподозрил, пока имущество не будет выведено на третьих лиц. Чем не кейс для НАБУ и прокуратуры?

Согласно внутренним документам Минюста, у «обиженной» стороны есть формальное право обжаловать решение комиссии и/или приказ министра в суде. Однако по факту сделать это невозможно: приказ вступает в силу моментально, сроки судебного обжалования на него не распространяются, текста выводов нет, поэтому с аргументами ознакомиться нельзя. А за время, пока условная компания А будет только добиваться возможности судиться за свой завод, который и так уже стал объектом пристального внимания – его уже несколько раз перепродадут, арестуют, передадут в ипотеку. Такое вот верховенство права, соблюдение прав человека и гарантии «священного» права частной собственности.

Зачем нужна схема с комиссией? С точки зрения буквы закона, министр ничего не нарушает – он только вводит в действие решение коллегиального органа. А с коллегиального органа, как известно, взятки гладки. Однако всем, кто хоть раз сталкивался с системой внутреннего устройства Минюста, известно, что без ведома министра никакие действия там не предпринимаются.

Павел Петренко и его заместитель, глава этой самой комиссии Павел Мороз, не стесняясь, приводят статистику: за первое полугодие работы комиссии, было рассмотрено 900 жалоб, из которых 150 были удовлетворены. Учитывая вышеизложенные факты, правильнее было бы читать это сообщение так: «Из 900 обратившихся только 150 согласились на финансовые условия «сотрудничества» с нашим «супермаркетом». К слову, можно предположить, что с введением – как этого желает Петренко – уголовной ответственности за рейдерство, в том числе и с использованием нотариальных схем, ставки за пользование услугами комиссии существенно вырастут.

Другие услуги

Во сколько обойдется такая «услуга» комиссии компании Б в «супермаркете Павла Петренко»? В зависимости от стоимости условного прибыльного завода Х, речь может идти о десятках, сотнях тысяч и даже миллионах долларов США. Более того, «в пакете» может быть также предоставлена «услуга» дальнейшей регистрации прав собственности на подставного «добросовестного выгодополучателя» «правильным» нотариусом, к которому комиссия заведомо не будет иметь претензий.

К слову, в перечне «услуг» есть и «аренда» «правильного» нотариуса или госрегистратора для совершения противоправных действий. В управлениях регистрационной службы по всей стране для этого сидят люди со справками – либо об онкологических заболеваниях, либо о психической невменяемости. На случай, если до этих людей когда-либо все-таки доберутся правоохранительные органы или суд, эти (зачастую, естественно, липовые) справки должны стать для них прикрытием или как минимум «смягчающими обстоятельствами». Если же вопрос необходимо решить в Киеве, то тут гарантию «клиентоориентированности» обеспечит лично министр.

Пожалуй, детективам НАБУ даже после прочтения этого текста будет о чем поговорить с Павлом Дмитриевичем. Если же запросить материалы расследований по всем 900 случаям, по которым были зафиксированы обращения в комиссию, или хотя бы по тем 150, где были получены положительные решения – пищи для расследований и привлечения министра и его аппарата к уголовной ответственности наверняка будет еще больше.

Ответить

Your email address will not be published.Обязательные для заполнения поля *

*

Наверх